Соглашение о безвизовом режиме — достижение для всей Украины, однако оно не решает всех проблем украинских путешественников. Все еще имеется несколько вызовов, над которыми мы в Украине должны еще поработать.
Введение безвизового режима стало, пожалуй, самой позитивной новостью лета. Но не все прошло гладко. Вот шесть проблем, которые подчеркнул безвиз и которые нужно решить — чтобы украинцам было еще проще и комфортнее путешествовать.
Сложности с получением биометрических паспортов
Самая очевидная проблема — сложности с оформлением биометрических паспортов, а именно такой паспорт — обязательное условие для пересечения границы без визы.
В соцсетях и в личном общении до сих пор можно услышать, что люди не могут оформить этот документ. Иногда дело в очередях, иногда — в задержках со стороны паспортного сервиса или отделения ГМС (Государственной миграционной службы).
С очередями, конечно, ничего не поделаешь. Многие украинцы так скептически относились к перспективе безвиза, что не спешили оформлять паспорт нового образца. Когда визы в страны ЕС все-таки отменили, в центры предоставления административных услуг, отделения ГМС и паспортные сервисы хлынул поток посетителей.
Во многих отделениях ГМС была очередь из людей, записанных через электронную очередь, а рядом — еще и очередь тех, кто «охотится» за освободившимися местами тех, кто не пришел.
К концу отпускного сезона очереди заметно сократились, но мы можем сделать выводы на будущее. Чтобы сделать процесс оформления любых документов максимально комфортным, можно полностью «компьютеризировать» очередь.
Тех, кто не смог записаться онлайн, мог бы записывать на месте секретарь. Все же лучше вернуться к назначенному времени, чем потерять целый день в очереди.
Путешествия с детьми: «биометрика» для самых маленьких
Вопрос о том, с какого возраста нужно оформлять «биометрику», не слишком широко освещался. Если коротко, сейчас паспорт нужен в любом возрасте, даже грудничкам.
Ребенка можно вывозить за границу только с личным паспортом. В том числе, это может быть «биометрика».
Еще напомню, что ребенку для пересечения границы нужно либо присутствие обоих родителей, либо нотариально заверенное разрешение от того, кто отсутствует. Соответственно, если на отдых летит бабушка с внуком, у нее при себе должны быть разрешения от обоих родителей.
Уверена, этот вопрос заслуживает отдельной статьи. Родителям, которые путешествуют с детьми, и без того бывает непросто организовать сборы.
Готовые инструкции по оформлению документов пригодились бы многим.
Страховка не обязательна, но все еще важна
Страховой полис раньше требовали при оформлении визы во многие страны. После введения безвиза почти никто не напоминает путешественникам о необходимости страхования.
Обязательна страховка только для тех, кто путешествует на личном авто: у них пограничники потребуют полис страхования гражданской ответственности, так называемую «грин карту» для авто. А вот для пересечения границы на самолете, поезде или автобусе страховка не требуется.
Некоторые оформляют полис, чтобы избежать лишних расспросов на границе. То есть, люди страхуют жизнь и здоровье, лишь бы их только не развернули пограничники. Хорошо, если хотя бы так.
На самом деле страхование действительно необходимо, и не для галочки. Советую оформлять страховку всем, включая полис для ребенка, и при этом внимательно изучать условия.
Разные страховые компании и банки компенсируют различные затраты: лечение за рубежом, долечивание дома, транспортировку в зарубежные и украинские клиники, срочные стоматологические услуги, финансовые потери при несчастном случае, отмену рейса.
Комбинации везде разные, как и объемы выплат и цены.
В любом случае, страхование совсем не дорого стоит, по сравнению с затратами на лечение за границей. Да, скорее всего, лечение и не понадобится, но это тот случай, когда лучше «подстелить соломки».
Дополнительные пункты пропуска на польской границе
Перегруженные пункты пропуска на границе с Польшей — вопрос, который стоял задолго до введения безвизового режима с Евросоюзом. Пограничники не справлялись и раньше, очереди на польской границе почти всегда огромные.
Эта тема время от времени поднимается в СМИ, в частности, границу много обсуждали во время польско-украинского Евро-2012.
В связи с введением безвиза Польша уже начала дополнительный набор таможенников, сообщает «Голос.ua». По информации издания, Украине нужно построить 6–7 новых пунктов пропуска и дороги к ним.
Еще одна причина очередей — большое количество автомобилей с польскими номерами, которые по закону должны каждые 5 дней пересекать границу (10 дней, если въезжать и выезжать через разные пункты пропуска).
Об этих недоработках руководство страны уже знает, работа в этих направлениях активно ведется.
Портал Finance.ua в июне сообщал, что президент Петр Порошенко подписал указ «О мероприятиях, связанных с внедрением Европейским союзом безвизового режима для граждан Украины».
Там говорится, в частности, о реконструкции имеющихся пунктов пропуска, ремонте и расширении дорог к ним, о проблеме нерастаможенных автомобилей.
Как много времени понадобится подчиненным Порошенко, чтобы выполнить все распоряжения главы государства, уже другой вопрос. Здесь мы, граждане, со своей стороны можем только внимательно следить за развитием событий, не закрывать глаза на коррупцию и работать, платить налоги, зарабатывая в бюджет деньги на строительство дорог.
Популяризация бюджетных путешествий
Многие украинцы возраста 40+ по умолчанию настроены на то, что путешествия — это слишком дорого, это не для них. И если человек уже развил в себе такую установку, он даже не пытается искать варианты.
На самом деле путешествовать можно и без больших трат. Возможно, это будут не такие частые поездки, как хотелось бы, и без дальних перелетов. Во многих случаях рациональнее будет выбрать автобус.
Жить можно в хостеле, скромном мини-отеле или небольших апартаментах, обедать — в нетуристических местах, где бывает и дешевле, и вкуснее. Еще можно готовить на кухне арендованной квартиры из местных продуктов.
В европейских музеях бывают дни открытых дверей, да и других бесплатных или недорогих развлечений хватает. Главное — тщательно все спланировать.
Впечатления стоят этих усилий. Пока кому-то кажется нереальной мысль о том, чтобы поехать на выходные в Париж или хотя бы в Варшаву, нужно активнее показывать возможности путешествий для самых разных бюджетов.
Уровень английского: как помочь тем, кто не знает языка
Если человек не знает иностранных языков, он может испытывать боязнь самостоятельных путешествий. Думаю, часть украинцев именно поэтому ездит исключительно в Египет и Турцию: там в отелях часто есть русскоязычный персонал, да и агентство заблаговременно решает основные вопросы. В Европе же придется как-то договариваться о жилье, еде, развлечениях — не зная языка.
Хорошая новость в том, что путешественнику и не нужен fluent English. Достаточно коротких курсов или даже домашнего изучения, при должной самодисциплине.
Нужно изучить совсем небольшой запас слов: как общаться с персоналом отеля, как сделать заказ в кафе или ресторане, как спросить дорогу или купить билет в музей. Хватит и пары месяцев. А дальше останется только побороть барьер, для чего существуют разговорные клубы. В Киеве действует несколько на постоянной основе, можно сходить и проверить себя.
Напоследок напомню, что безвизовый режим не так давно вступил в силу, и сейчас пограничники все еще могут задавать путешествующим украинцам много вопросов.
Это совершенно нормально: работа этих людей — защищать собственную страну и предотвращать нелегальную миграцию. Для этого, конечно, нужно и обратный билет спрашивать, и финансовую состоятельность проверять.
Чем проще мы, украинцы, будем идти навстречу этим требованиям, тем меньше их будет становиться со временем. А пока готовим билеты в обе стороны, бронь отеля, страховку и деньги из расчета 50 евро на сутки — и думаем в путешествии о новых впечатлениях, а не о небольших временных сложностях раннего безвиза.
Екатерина Боровская, маркетолог международного маркетплейса для покупки автобусных билетов Busfor.ua